Раздел: Советы родителям
08.06.09

Ароматная лирика

Ароматная лирика

А бывает ли такая? Конечно! Настройтесь вместе с малышом на подобный лад, и ваши творения поразят всех. Чтобы написать такие необыкновенные стихи, вовсе не обязательно уметь рифмовать. А польза от подобных занятий несомненна: детишки учатся выражать свои переживания, пополняют словарный запас, развивают воображение и ассоциативное мышление. 

Порой через стихи (как и всякое другое творчество) ребенок может поведать о своих переживаниях и проблемах. Учитывая, что маленькие поэты только лишь учатся читать и писать, родители должны помочь им оформить результаты творчества на бумаге.

Прекрасная идея — завести специальный альбом для творческих работ. Если стихотворец знает буквы, то он вполне может написать заглавие или даже первую строчку стихотворения, обсудив с мамой написание слов. Вспомнить содержание стихов малышу помогут иллюстрации к ним. Это могут быть детские рисунки, аппликации из цветной бумаги или природных материалов. Если для вас важен не только конечный результат (стихи, которыми можно похвастаться перед гостями), но и сам творческий процесс, то сначала вместе с юным лириком попробуйте сочинять так называемые свободные тексты. Как известно, одним из видов стихотворчества являются белые стихи.

Такие произведения могут быть построены на ритме, мелодичности, напевности, а рифма в них отсутствует. Итак, дерзайте!


Стихотворение “Я”

пишется от первого лица. Попросите ребенка вообразить себя зверьком, птицей, игрушкой или даже явлением природы, например, громом. Пусть малыш опишет свои действия либо чувства, желания (эта задачка для детей постарше). Стихотворение может состоять из 6-8 строчек, каждая нечетная строчка начинается с “Я...”. А уж рифмовать или нет — решает ребенок.

Я — веселый мяч,

Я прыгаю, как кенгуру,

Я — веселый мяч,

Всех детей играть зову,

Я — веселый мяч,

Подбрось меня повыше! (Ваня, 6 лет).

Стихотворение “Шесть чувств”

Состоит из шести характеристик, расположенных так:

1 строчка — цвет;

2 строчка — запах;

3 строчка — внешность;

4 строчка — вкус;

5 строчка — звук;

6 строчка — чувства и мечты.

Первое слово каждой строчки повторяется и является предметом описания. Чтобы сочинить такое стихотворение, необходимо вызвать определенные ассоциации у маленького человечка. Без доверительного общения с мамой ничего не получится! Возможно, первые пробы пера покажутся вам слишком простыми. Но, развивая воображение юного поэта, вы заметите и изменения в вашем совместном творчестве — стихи станут намного интереснее. Можно прочитать детям стихотворение М. Пляцковского “Какие бывают слова”:

Есть сладкое слово — конфета.

Есть быстрое слово — ракета.

Есть кислое слово — лимон.

Есть слово с окошком — вагон.

Есть слово колючее — ежик.

Есть слово промокшее — дождик.

Есть слово упрямое — цель.

Есть слово зеленое — ель.

Есть книжное слово — страница.

Есть слово лесное — синица.

Есть слово пушистое — снег.

Есть слово веселое — смех.

Задайте детям неожиданные, странные вопросы, подстегивая их фантазию: “Какого цвета ветер?”, “На что похож дождик?”, “Как звучит цветок?”, “Какой вкус у радости?” и т.д. Чем оригинальнее будет ответ ребенка — тем лучше! После подобных развивающих упражнений вы с ребенком без особого труда напишите красивое стихотворение. Например:

Зима — это белые деревья.

Зима — это аромат мандаринов.

Зима похожа на Снежную королеву.

Зима — это сладкое мороженое.

Зима — это тихое кружение снежинок.

Зимой я люблю кататься на санках! (Ваня, 6,5 лет)

Стихотворение “Авенидос”

Ведет свое происхождение от одноименного оригинального испанского произведения. Это стихотворение имеет своеобразную форму и почти целиком построено на повторах. В переводе с испанского оно звучит так:

Улицы.

Улицы.

Улицы и цветы.

Цветы.

Цветы и женщины.

Улицы.

Улицы и женщины.

Улицы, и цветы, и женщины.

И один восхищающийся.

Как красиво! Изюминка здесь в минимальном количестве слов-образов и эффективной концовке. Предложите ребенку “окрасить” каждое слово стихотворения в определенный цвет — вам будет проще и интереснее создавать свой шедевр. Кроме того, в процессе творчества вырабатывается навык концентрации внимания (не так-то просто не ошибиться в многочисленных повторах). А результатом вдохновенного труда могут быть необычные, интересные стихи, которыми можно сразить наповал папу или бабушку.

Например,

Улыбки.

Улыбки.

Улыбки и шары.

Шары.

Шары.

Шары и ленточки.

Улыбки.

Улыбки и ленточки.

Улыбки, и шары, и ленточки.

И один новорожденный! (Алла, 6, 5 лет).

Стихотворение в прозе по заданному началу

Вы предлагаете первую строчку стихотворения, а ребенок продолжает. Можно создавать стихотворение поочередно целой компанией взрослых и детей. Обязательное условие — наличие лирических сравнений, метафор и образов. Если в тексте нет этого, стихотворением подобное произведение назвать нельзя.

Итак, вот фразы, с которых можно начать стихотворение в прозе:
Иногда я мечтаю поймать птицу счастья. Тогда бы я был (а) бы так счастлив (а) — как … (солнечный лучик в белом песке, как малыш на руках у мамы).
Достать до радуги так просто!
Если бы я был волшебником, то...
Когда мне грустно или страшно, я вспоминаю...
Давайте громко смеяться!

“Поиграем в рифмы?” 

“Подскажи словечко”

Ведущий читает стихотворение, пропуская последнее слово в некоторых строчках, а игроки должны назвать его. Например:

Ежик вырос в десять раз -

Получился... (дикобраз).

Уложили дятла спать

В деревянную... (кровать).

Он в кровати всем назло

Продолбил себе... (дупло).

Немытое в рот ни за что не возьмет!

И ты будь таким, как чистюля... (енот).

“Путаница”

Поменяйте стихотворные строки местами, оставив неприкосновенными только первую и последнюю строки. Предложите детишкам восстановить первоначальный текст. Не торопите маленьких мыслителей, прочитайте стихотворение несколько раз. Поскольку дошкольники не могут зрительно воспринимать стихотворение из-за отсутствия навыков беглого чтения, то для них это довольно трудное задание.

Запишите вперемешку строчки из разных стихотворений (для начала возьмите два небольших произведения). Пусть дети отличат одно стихотворение от другого.

“Кто больше?”

В эту игру лучше всего играть большой компанией детей и взрослых. Ведущий называет слово, а участники поочередно придумывают к нему рифмы. В процессе игры малыши с удовольствием пополняют свой словарный запас. Если, конечно, у взрослых он достаточно богат, чтобы им поделиться. Для выбора исходного слова можно использовать кубики или карточки из настольных игр с изображением предметов.

Например, утка — шутка — куртка — минутка - будка — незабудка; скворец — борец — певец — ударец — молодец — кузнец и т.д

“Допиши стихотворение” 

Эта игра для тех, кто уже без труда рифмует слова. Ведущий придумывает две строчки стихотворения (в начале, в конце четверостишия или через строчку), другие участники его заканчивают:

Каких ни высмотришь чудес,

…...................................... лес,

У глухой лесной опушки,

…........................в избушке.

В зоопарке бегемот

Проглотил ежа. И вот

….........................................

….........................................

Не возбраняется позаимствовать исходные строчки из детских стихотворений. Придумайте свою концовку и сравните с оригиналом. Например, стихотворение В. Левина о прожорливом бегемоте имеет следующие варианты концовок:

Целый день касторку пьет

И ревет, как бегемот.

Бегемот вовсю хохочет,

Еж ему живот щекочет.

Две недели сторожа

Ищут бедного ежа.

“Акростих”

Это стихотворение, в котором каждая строчка начинается на определенную букву. Прочитав эти буквы подряд, вы получите какое-то слово. Несомненно, ребенок будет в восторге, если вы придумаете акростих, “зашифровав” в нем его имя. Например:

Глазки голубые улыбаются,

Радостью и озорством блестят,

Когда же мой сынок умается,

Шаловливый мальчик будет спать?

А ему б все прыгать да играть...

Наверняка юный поэт с большим энтузиазмом примется сочинять акростих в подарок папе, бабушке или даже любимой собаке. Но это довольно сложно! Если вы видите, что стихоплет не справляется, помогите ему.

“Тавтограмма”

Все слова в стихотворении начинаются с одной буквы. Представляете, какой неожиданный словарный запас должен быть у тех, кто пишет такие стихи?

Кстати, сочинение тавтограмм — отличный повод познакомить детей 5-7 лет с различными видами словарей — орфографическим, толковым, словарем синонимов. Научите детишек отыскивать слова на определенную букву — наверняка им понравиться это занятие.

“Алфавитный стих” 

Это стихотворение, в котором каждый стих или строфа начинаются с новой буквы и все вместе выстроены в алфавитном порядке. Такой вид стихотворения часто используют детские поэты для написания “Азбуки”. Вспомните веселые двустишия о животных:

Аист к нам летит весной, аист помнит дом родной.

Баклан кричит на берегу:

“Без моря жить я не могу!” (В. Степанов)

А что, если всей семьей придумать свою собственную азбуку? Здорово! Сначала делаем книжку, пишем на каждом листе буквы, а потом без суеты и спешки заполняем странички. Иллюстрациями станут не только рисунки, но и фотографии, вырезки из журналов. Самое увлекательное -= придумать стихи о членах семьи, родственниках и друзьях, домашних любимцах Такую семейную азбуку с огромным интересом будут рассматривать все.

“Буриме”

Это веселая игра, где нужно писать стихотворения на заданные заранее рифмы. Играть в нее интересно большой компанией. Буриме — это не только развлечение, но и полезное занятие, развивающее воображение, чувство юмора, расширяющее словарный запас. Опытные игроки могут написать стихотворение из 10 и более пар рифм. Для игры с малышами возьмите не более четырех рифмующихся между собой слов (зима — дома, снежинки — тропинки).

Пришла красавица зима.

Танцуют в воздухе снежинки.

Сверкают белые дома.

И снегом замело тропинки (Настя, 7 лет).

Вспомните рифмы из известных детских стихотворений (например, качается — на ходу — кончается — упаду). Пусть ребенок угадает стихотворение. Если запамятовал — не беда, предложите вместе придумать четверостишие, а затем сравните с известным текстом.

Невозможно предсказать, на какой срок растянется интерес малыша к стихотворчеству. Не стоит огорчаться, если уже завтра он с большим энтузиазмом возьмется за кисти и краски.

С другой стороны, вполне вероятно, что увлечение рифмами может продлиться и в школьные годы (особенно если взрослые поощряют это занятие). Сочинить веселое стихотворение в подарок другу, задорные частушки для школьного вечера — такой талант высоко оценят учителя, и ровесники.

Если в вашей семье подрастает юный трубадур, который целыми днями донимает всех бесконечными вопросами, “складно или нескладно”, его будет достаточно трудно убедить, что стихотворения могут быть и без рифмы. Да и стоит ли затевать спор? Думаю, что в таком возрасте это бессмысленное занятие. Предложите вашему интеллектуалу игры с рифмами.

 

 

 

Автор: По материалам журнала "Мой ребенок"
Оставить комментарий к статье:
Только зарегистрированные пользователи могут оставить комментарий к статье



НОВЫЕ СТАТЬИ
Первый авиаперелет с ребенком
Ваш малыш немного подрос, и вы решили, что уже можно отправляться в путешествие с ребенком на дальние расстояния. И тут никак не обойтись без авиаперелета. Конечно, каждая мамочка переживает, как перенесет свой первый полет ее кроха. Чтобы ваша...
Детское «мыло» или как не ошибиться в выборе мультфильмов
Раньше мы то и дело бежали вечером к телевизору и ждали с нетерпением «Спокойной ночи, малыши!». Конечно, ведь там обязательно показывали интереснейший мультфильм. А в выходные дни? Мультфильмы же не шли постоянно, а только в определенные часы и...
Детский праздник: организация и проведение
Организовать детский праздник не так уж и просто. Необходимо не только продумать все до самых мелочей, но и не допустить спонтанности и экспромтов. Опыт многих родителей показывает, что, не организовав детский праздник по правилам, можно испортить...




Последние новости

 «Джеронимо» объявляет июль месяцем Правил Дорожного Движения
Нет лучше способа научить детей чему-то, чем вовлечь их в тематическую игру. Детский центр «Джеронимо», заботясь о знании детей правил дорожного движения, придумал для малышей целый месяц...
Выиграйте поездку на Игры в Сочи от Pampers
Здоровый и крепкий ночной сон малыша – это не только залог его побед в будущем, но и шанс выиграть поездку на Игры в Сочи от Pampers уже сегодня.
Мамы со всей Украины обсудили вопросы правильного питания детей на конференции «Здоровый ребенок –  счастливые родители!»
В «Свободном пространстве «Циферблат» в городе Киеве состоялась Всеукраинская конференция для активных родителей «Здоровый ребенок – счастливые родители». Мероприятие было организовано торговой...
Мамы со всей Украины обсудят вопросы правильного питания детей на конференции
«Здоровый ребенок – счастливые родители!» 7-го ноября, с 10.00 до 13.00, в «Свободном пространстве «Циферблат» (по адресу: г. Киев, ул. Владимирская, 49 А), состоится Всеукраинская конференция для...
Открытие городка летних аттракционов в ЦТ "Дарынок"
1 и 2 июня в Центре торговли «Дарынок» состоится традиционное открытие летнего городка аттракционов, который будет работать все лето и радовать детей и их родителей разнообразными развлечениями:...

rasskazov.com.ua



по сайту по интернету






СТАТИСТИКА
Зарегистрированных:
Сегодня: 0
Всего: 3657



Добавьте себе нашу кнопку

7я Семейный портал в Украине

Код




логин
пароль





ПОСЛЕДНИЕ ТЕМЫ
НА ФОРУМЕ
Облако тегов
беременность ребенок вязание роды лечение на спицах воспитание отношения школа детский сад семейный бюджет красота здоровье психология грудь анализы питание упражнения диета имя малыш развитие ребенка отдых планирование беременности йога фитнес кормящая мама грудное вскармливание фен шуй бесплодие запоры определение беременности уход праздничные блюда семья путешествия праздники отдых образование красивые волосы мода Форум
Видеоролики




Сколько сигарет вы выкуриваете в день:
Стоимость пачки сигарет:
Сколько лет вы курите: